Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.56.009
УДК: 37.015.323
ББК: 74.202.4
М. В. Кожевников ORCID
Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Лапчинская ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. А. Мантуленко ORCID
Учитель информатики КГУ «Средняя школа № 6», руководитель городского объединения учителей информатики
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация

Введение. Актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сом-нения, поскольку одаренные дети являются золотым фондом развития общества, интеллектуальным потенциалом культурного и экономическо-го развития и процветания страны. Таким образом, основным требовани-ем к системе образования является повышение качества человеческого ресурса, что требует реализации новых подходов в организации деятельности педагогов по отношению к талантливым и одаренным детям, обус-

 

ловливает необходимость создания системы выявления и поддержки одаренных учащихся.

Цель исследования — разработать комплекс организационно-педагогических условий эффективного управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательной организации.

Материалы и методы. Использованы методы теоретические: анализ научной литературы по проблеме одаренности; изучение и обобщение педагогического опыта по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном процессе школы организационно-педагогические условия в системе управле-ния образовательной организацией на основе личностно-ориентированных педагогических технологий. Проведена оценка влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на эффективность управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в образовательной организации, обобщение и систематизация результатов исследования.

Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в образовательной организации на основе личностно-ориентированных технологий. 2. Разработаны методические положения реализации организа-ционно-педагогических условий эффективного управления процессом выявления и поддержки талантливых и одаренных детей на основе личностно-ориентированных технологий.

Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей на основе личностно-ориентированных образовательных технологий позво-


ляет добиться положительной динамики в уровне инновационной активности педагогов, в степени внедрения инновационных  форм и методов в образовательный процесс, в проявлении исследовательской активности учащихся.

Ключевые слова

одаренность, талантливость, личностно-ориентированные технологии, образовательный процесс, интеллектуальный потенциал, творческий потенциал, развивающая среда, организационно-педагогические условия, педагогическая поддержка одаренных детей

Основные положения

– выявлено состояние проблемы поддержки и развития одаренных и талантливых детей на основе изучения психолого-педагогической литературы;

– раскрыты особенности организационно-педагогических условий реализации управления системой выявления и поддержки талантливых и одаренных учащихся в образовательном учреждении;

– обоснована продуктивность конкретных технологий, используемых в практике работы с детьми;

– проверена на практике результативность комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления системой выяв-ления и поддержки талантливых и одаренных учащихся на основе личностно-ориентированных технологий в образовательном учреждении.

Цитировать публикацию

Кожевников, М. В.  УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Текст] / М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская, С. А. Мантуленко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 126-140. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.76.56.009.

Библиографический список

1. Жексенбаева У. Б. Теория и практика работы с одаренными детьми: монография. Алматы : Каз.НПУ им. Абая, 2004. 270 с.

2. Сергеева В. П. Социально-педагогическое сопровождение как научная и социальная проблема: научно-методический проект социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в деятельности классных руководителей образователь-ных учреждений : монография. М. : Перспектива, 2009. – 230 с.

3. Жадрина М. Ж. Дифференциация как условие осуществления вариативной образовательной подготовки одаренных детей // Дарын. 2000. № 3. С. 71-81.

4. Смаглий Т. И., Бикбулатов Р. Р. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально одаренных школьников. Костанай : КГПИ, 2017. –174 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. – 365 с.

6. Андронов О. В., Беликов В. А., Кожевников М. В., Лапчинская И. В. Профессиональная устойчивость бакалавров физкультурного профиля как фактор эффективности профессиональной подготовки в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 4. С. 48–56. (Серия «Образование. Педагогические науки»).

 

7. Дубровина И. В., Лубовский Д. В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. С. 25–33. DOI: 10.17759/pse

8. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. № 2. 2014. С. 143–153.

9. Кожевников М.В., Толмачева А.И. Особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе и специфика управления конфликтами // Южно-Уральский педагогический журнал. Магнитогорск. 2015. № 3. С. 112–118.

10. Карпова С. И. Педагогические подходы к обучению одаренных детей на современном этапе развития отечественного образования // Научное обозрение. 2012. № 3-4. С. 70–84. (Серия 2. «Гуманитарные науки»).

11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

12. Беликов В. А., Кожевников М. В., Лапчинская И. В. Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 9–21.

13. Пушкина Н. М., Ушатикова И. И. Развивающая среда как фактор актуализации личностного и интеллектуально-творческого потенциала одаренных школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 113–122.

14. Рыженькова С. Г. Одаренность школьника: педагогические и психологичес-кие аспекты проблемы [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государст-венного педагогического университета. 2012. № 4. С. 12–18. DOI: 10.15293/2226-3365